22.04.2024

Охота на контрафакт: с начала 2024 года более 2 млн карточек товаров заблокировали на маркетплейсах


     ФАС сообщает, что с начала 2024 года более 2 млн карточек товаров было заблокировано на маркетплейсах по жалобам правообладателей.

     Это произошло в рамках реализации практик по взаимодействию маркетплейсов с правообладателями и продавцами в целях предотвращения реализации контрафактной продукции. Документ был разработан в июле 2023 года представителями ОКЮР*, ФАС, маркетплейсов и правообладателей.

     С момента подписания добросовестных практик на маркетплейсах было заблокировано 4 498 816 карточек товаров. Блокировка происходит по итогам анализа жалоб правообладателей, а также результатов экспертиз, контрольных закупок и документов, подтверждающих происхождение товаров. Это позволяет маркетплейсам принимать обоснованные решения.

     Выявить неоригинальный товар помогают в том числе «красные флажки»: цена значительно ниже средней на товар, существенное количество возвратов из-за ненадлежащего качества и ряд других индикаторов. По статистике маркетплейсов, больше всего контрафакта найдено в таких категориях товаров, как электроника, светотехника, строительные инструменты, косметические средства и спортивная одежда.

     Также представители ФАС России в ходе круглого стола «Антимонопольное регулирование в условиях цифровой экономики» предложили распространить механизм борьбы с контрафактом в сфере электронной торговли на пространство других стран СНГ и разработать проект соответствующего документа. Предложение было поддержано представителями зарубежных конкурентных ведомств и отраслевых объединений.

     ФАС разработала документ, обобщающий список добросовестных практик взаимодействия маркетплейсов с правообладателями и продавцами. За первые шесть месяцев к этому документу присоединились четыре маркетплейса и 20 правообладателей. Правообладатели получили возможность подать жалобу, если обнаружат контрафактный товар, а маркетплейсы по этим жалобам блокируют на своих площадках такие товары. Это очищает рынок онлайн-торговли от контрафакта и позволяет повысить репутацию маркетплейсов.

     *Некоммерческое партнерство «Объединение Корпоративных Юристов России»